СОВЕТ ЕВРОПЫ И СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ,

СОСТАВЛЯЮЩИХ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДОВ ЕВРОПЫ

(вступительная статья)

Если вы подойдете к любому проходящему человеку на улице и спросите его, слышал ли он что-нибудь о Совете Европы и чем этот Совет занимается, то многие ответят, что слышали о такой международной организации, однако вряд ли кто-нибудь из них, за редким исключением - специалистов-профессионалов в сфере международного сотрудничества, смогут достаточно точно ответить на второй вопрос.

Не без активного и в значительной степени тенденциозного участия зарубежных и отечественных средств массовой информации, в массовом сознании россиян само название этой организации в настоящее время ассоциируется в большей части с неким отрицательным конфронтационным образом, чем с реальной и близкой силой, способной стать помощником в решении своих насущных проблем.

Буквально, у всех на слуху громкие политические дебаты и скандалы, которые за последние годы сформировали этот негативный образ, напрямую связанный с незатихающей болью России – с Чечней, и мало кто знает о той реальной работе этой международной организации, которая во многом остается незамеченной и – для россиян – практически невостребованной.

Не закрывая глаза на действительно нелицеприятные моменты в ее деятельности и в то же время ни на мгновение не представляя себя в роли адвоката Совета Европы, в котором эта авторитетная структура регионального международного гуманитарного сотрудничества, объединяющая в своих рядах представителей практически всех народов Старого Света, и не нуждается, все-таки хотелось бы сделать несколько дополнительных штрихов к портрету этой организации, и осветить для россиян ее опыт в сфере сохранения культурных ценностей.

Начнем, пожалуй, со статистики и данных общего характера.

 

Общие данные

Совет Европы создан в мае 1949 года как региональная международная межправительственная организация, которая в силу ст.1 а своего Устава имеет своей целью "достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу".

В свете вышеперечисленных целей можно выделить следующие основные направления деятельности Совета Европы:

- защита прав человека и развитие демократического общества;

- содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности;

- поиск совместных решений социальных проблем (национальные меньшинства, ксенофобия, нетерпимость, защита окружающей среды, биоэтика, спид, наркомания и др.);

- развитие политического партнерства с новыми демократическими государствами Европы;

- помощь странам Центральной и Восточной Европы в проведении политических, законодательных и конституциональных реформ.

Штаб-квартира Совета Европы находится в городе Страсбург (Франция) в здании Дворца Европы.

Первичным и основным механизмом реализации поставленных Уставом Совета Европы целей является выработка и закрепление международных стандартов в различных сферах жизни и деятельности общества путем принятия соответствующих нормативно-правовых и рекомендательных актов.

Результатом этой работы на сегодняшний день являются более 170 заключенных европейских конвенций и других договоров, эквивалентных 80 000 двусторонним соглашениям, а также сотни рекомендаций для государств-членов.

 

Институциональная структура

В Совете Европы в настоящее время действуют четыре главных рабочих органа:

Комитет Министров - исполнительно-распорядительный орган, в состав которого входят министры иностранных дел всех государств-членов или их заместители;

Парламентская Ассамблея - совещательный представительный орган, который состоит из 286 членов и их заместителей, представляющих все национальные парламенты, и делегации парламентов ряда стран Центральной и Восточной Европы, имеющих статус "специально приглашенных";

Конгресс местных и региональных властей Европы - консультативный орган, представляющий местные и региональные власти. Конгресс состоит из двух палат: одна палата представляет интересы местных властей, другая - региональных органов власти.

 

В рамках Совета Европы также действует Европейский Суд по правам человека, который с 1950 года рассмотрел более 25 000 жалоб по различным вопросам нарушения прав человека в государствах-членах.

Международный Секретариат, состоящий из 1200 сотрудников, содействует работе главных органов Совета Европы. Он возглавляется Генеральным Секретарем, избираемым на пятилетний срок.

По состоянию на 1 января 2001 года Совет Европы объединяет в своем составе 41 европейское государство. Это Австрия, Албания, Андорра, Бельгия, Болгария, бывшая югославская республика Македония, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Молдова, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сан-Марино, Словакия, Словения, Соединенное Королевство, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Эстония.

В странах - членах Совета Европы ныне проживает 750 млн. человек, включая 150 млн. россиян.

Российская Федерация стала 39 полноправным членом Совета Европы с февраля 1996 г.

Официальные языки Совета Европы: французский и английский.

Общий бюджет Совета Европы в 2000 г. составил 224 848 416 евро.

 

Проблематика сохранения культурного наследия

Несомненно, основой сохранения культурных ценностей, составляющих культурное наследие народов Европы, является прежде всего соответствующая нормативно-правовая база.

В настоящий период в рассматриваемой сфере в рамках Совета Европы принято немногим более 150 актов, имеющих разную юридическую силу.

Это конвенции, хартии - договоры наиболее универсального и обязательного характера, а также акты внутреннего характера, носящие рекомендательный характер, такие как декларации, резолюции, хартии и рекомендации Комитета Министров, рекомендации Консультативной Ассамблеи и ее преемницы – Парламентской Ассамблеи, декларации и резолюции конференций министров, ответственных за архитектурное наследие, и другие акты.

Началом широкомасштабного культурного сотрудничества европейских государств под эгидой Совета Европы следует считать заключение 19 декабря 1954 года в Париже Европейской конвенции по культуре, которая установила правовой каркас межправительственного сотрудничества в области образования, науки, искусства и культуры в целом.

В числе конкретных примеров действия конвенции можно привести реализацию проектов в сферах среднего и высшего образования, новых методик в изучении языков, пропаганду культурного разнообразия и образование в сфере прав человека, создание базы данных по педагогическим исследованиям в Европе (Eudise), организацию художественных выставок европейской живописи, учреждение европейских культурных маршрутов, создание Европейской сети традиционных искусств и ремесел, компьютерной сети “Европейское наследие”(European-Heritage.net), а также разработку мер защиты кинематографического наследия Европы.

В настоящее время в Европейской конвенции по культуре от 19.12.1954 г. участвуют 47 государств.

Специальные конвенции по охране архитектурного 1985 г. и археологического наследия 1969 и 1992 гг. устанавливают правовые принципы и создают практические рамки для координации политики в Европе в соответствующих специальных областях.

Все законодательство Совета Европы о сохранении культурных ценностей строится на нескольких базовых принципах и фундаментальных основаниях, которые составляют парадигму правового регулирования социальных отношений в рассматриваемой сфере. Эта парадигма включает в себя:

концепцию общего культурного достояния народов Европы;

комплексный подход к сохранению культурного наследия;

инициирующую, контролирующую и координирующую функции государства в процессе сохранения наследия;

включение аспекта сохранения культурного достояния в качестве составной части политики в сфере культуры, устойчивого развития, планирования, благоустройства, градостроительства и экологии;

всестороннее развитие партнерских отношений, активное участие общественности и негосударственного сектора в целом в сохранении памятников культурного наследия.

Анализируя правовой тезаурус вышеуказанных конвенций, а также других актов Совета Европы в рассматриваемой сфере, можно прийти к выводу, что на данном этапе развития в указанных международных нормативных источниках не проводится разграничения между терминами “культурное наследие – культурное достояние” (в английском языке: “cultural heritage” или “cultural property”– “cultural patrimony”).

Хотелось бы также акцентировать внимание на том, что в официальном переводе ст.5 Европейской конвенции по культуре от 19.12.1954 г. на русский язык содержится явная неточность, которая может привести к неправильному толкованию этой статьи и связанному с этим обстоятельством неправильному определению объема международно-правовых обязательств.

Поскольку в оригинальном тексте Конвенции на английском языке применяется термин “объект” (“objects of European cultural value placed under its control”), правовое содержание которого носит практически универсальный характер и подразумевает как движимые, так и недвижимые культурные ценности, то сужение его смысла в результате неправильного перевода на русский язык термином “предмет”, под которым в данном контексте понимается исключительно движимость, не представляется допустимым.

На наш взгляд, более корректным был бы следующий перевод: “Каждая Договаривающаяся Сторона рассматривает находящиеся под ее контролем объекты, имеющие культурную значимость для Европы, в качестве неотъемлемой части общего культурного достояния Европы …” и далее по тексту.

Поскольку согласно пункту 2 ст.14 Европейской конвенции об охране археологического наследия (пересмотренной) от 16.01.1992 г., “ни одно государство - участник Европейской конвенции по охране археологического наследия, подписанной в Лондоне 6 мая 1969 года, не может сдать на хранение свою ратификационную грамоту или свой документ о принятии или одобрении, если оно не денонсировало или при этом не денонсирует указанную Конвенцию”, то, учитывая, что в настоящий момент пересмотренная Конвенция Россией подписана, но еще не ратифицирована, в предлагаемом вашему вниманию сборнике мы приводим обе конвенции.

По состоянию на 18.05.01 г. в пересмотренной Европейской конвенции об охране археологического наследия участвуют 26 государств.

В рамках Совета Европы 8 октября 1999 г. в Страсбурге на конференции, организованной Конгрессом местных и региональных властей, была создана Европейская Ассоциация исторических городов и регионов. Ее основной задачей является сохранение культурного наследия крупных исторических территориальных комплексов, таких как населенные пункты, города и целые регионы.

Международное сотрудничество в сфере культуры и сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) как на национальном, так и на местном и региональном уровне по существу носит наиболее постоянный характер, поскольку в меньшей степени зависит от обманчивой сиюминутной политической и экономической конъюнктуры, царящей, как правило, в иных сферах международного сотрудничества. Именно этот вид сотрудничества обещает быть наиболее плодотворным и перспективным и в рамках Совета Европы. Было бы неразумно не использовать имеющийся опыт, наработанный в этой организации, конечно, с учетом местных, региональных и национальных особенностей, существующих в России.

Надеемся, что настоящий сборник внесет свою скромную лепту в процесс унификации законодательства, согласования совместных общеконцептуальных подходов в правотворческой деятельности, выработку реальных схем действенного взаимодействия и, в конечном итоге, послужит сближению народов Европы и Азии, имеющих не только общие исторические корни, но и общую судьбу.

В качестве ближайших ориентиров возможного развития сотрудничества в этом направлении можно назвать проект по объединению в настоящем 2001 году в рамках Совета Европы программ национальных баз данных государств Восточной Европы и России по культурному наследию, а также Кампанию 2002 год – год Европейского промышленного и технического наследия.

Во избежание возможных разночтений и для быстрого поиска необходимых документов в оглавлении настоящего сборника приводятся оригинальные названия всех приведенных актов, а в текстах также указываются их источники. В большинстве своем приводимые переводы, за исключением официальных переводов российского МИДа, носят неофициальный рабочий характер.

Вместо послесловия приводится Доклад о политике по сохранению культурного наследия в Европе, содержащий сравнительный анализ национальной политики государств-членов Совета Европы в сфере сохранения недвижимого культурного наследия и проведенный в рамках этой организации, с предисловием Генерального секретаря Совета Европы г-на Даниэля Таршиса и Министра культуры Франции г-на Филиппа Дуста-Блази (Страсбург, 1996).

В завершение хотелось бы поблагодарить главу Департамента культурного наследия Совета Европы г-на Хосе-Мария Баллестер и г-жу Жоэль Бутей, президента межрегиональной Ассоциации по сохранению культурного наследия Большого Урала Ю.П.Литвиненко, заместителя директора Департамента общеевропейского сотрудничества МИД России А.И. Владыченко, а также всех тех, кто прямо и косвенно способствовал подготовке и выходу в свет настоящего издания, за любезную помощь и содействие.

 

© С.Н. Молчанов

Информационно-аналитический центр

НПЦ по охране памятников Свердловской области,

Екатеринбург, 2001.

Bottom of Form

 

Hosted by uCoz