Культура представляет главный смысл
и главную ценность существования человечества.
Спасибо
моим друзьям, благодаря
которым Декларация прав культуры увидела свет.
Давайте объединим усилия, чтобы
заложенные в ней идеи
были
реализованы.
Академик Д.С.Лихачев
25.11.96
г.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ
КУЛЬТУРЫ
Проект разработан в развитие идеи и основного содержания
“ Декларации прав культуры ”, предложенной Почетным гражданином
Санкт-Петербурга академиком Д.С.Лихачевым.
Доработка текста осуществлена общественной комиссией при
Правительстве Санкт-Петербурга, созданной распоряжением мэра (№ 1281-р от
18.12.95 г.) под научным руководством академика Д.С.Лихачева.
Финансирование научных исследований в ходе создания
проекта “ Декларации прав культуры ” и публикация проекта осуществлены на
собственные средства Санкт-Петербургского Гуманитарного университета
профсоюзов.
ПРАВО НА
КУЛЬТУРУ ЕСТЬ ПРАВО
НА ЖИЗНЬ
Летом 1995 года наш великий
соотечественник академик Дмитрий Сергеевич Лихачев выступил с идеей разработки
проекта "Декларации прав культуры". По мысли Дмитрия Сергеевича,
современный этап развития цивилизации породил необходимость официального
принятия международным сообществом, правительствами государств ряда принципов и
положений, обеспечивающих дальнейшее сохранение и развитие культуры как
достояния человечества. В этой связи логичным представлялось обсудить эту идею
с интеллигенцией Санкт-Петербурга, выйти в
международное сообщество с инициативой принятия Декларации от имени города,
являющегося уникальным явлением мировой культуры. (Как известно,
Санкт-Петербург — единственный город
России, включенный ЮНЕСКО в список всемирного культурного
наследия).
Исходя из необходимости
дать импульс для общественной дискуссии, Дмитрий Сергеевич
подготовил, выражаясь его словами, "проект проекта" Декларации,
который был издан нашим Университетом. Д. С. Лихачев — Почетный доктор Санкт-Петербургского Гуманитарного университета
профсоюзов, в последние годы тесно сотрудничающий с нашим коллективом в
совместных научных и общественных делах. Вот почему первыми познакомились с его
идеями Декларации педагоги и студенты СПбГУП.
"Свои надежды на реализацию идей Декларации я возлагаю на молодых людей с
университетским образованием", —
сказал тогда Дмитрий Сергеевич. (Презентация состоялась 1 сентября 1995 года на
нашем традиционном "Дне Знаний").
С этого момента началось широкое вовлечение в обсуждение проекта
общественности Санкт-Петербурга. В октябре 1995 года Университет опубликовал
Декларацию в материалах Всероссийской научно-практической конференции.
Учредителями конференции вместе с Университетом были Министерство культуры,
Министерство образования, Российская Академия образования, Российский
творческий союз работников культуры. Выступление Д. С. Лихачева на конференции
вызвало широкий общественный резонанс. В итоге на уровне общественности идеи
Декларации прошли апробацию и получили ” горячую
поддержку. Но Декларация обращена к международному сообществу, а субъектом
международного права выступает государство.
Поэтому Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов предложил
создать общественную комиссию при Правительстве Санкт-Петербурга по доработке
идей "Декларации прав культуры" с тем, чтобы Правительство
Санкт-Петербурга одобренный вариант проекта передало на рассмотрение Президенту
России, и далее — в ЮНЕСКО.
В состав комиссии, возглавляемой Председателем Правительства города, пошли
крупные общественные деятели, ученые, просветители, хранители культуры, деятели
литературы и искусства. Среди них: О. В. Басилашвили, Я. А. Гордин,
Д. А. Гранин, В. В. Знаменов,
М. С. Каган, А. А. Мыльников, М. Б. Пиотровский, В.
Е. Триодин, В. П. Яковлев и другие. Комиссия активно сотрудничала с группой
ученых Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, выполнявших
работу по теме "Декларация прав культуры" в рамках комплексного
университетского исследования "Гуманитарная культура как фактор
преобразования России".
В результате общими усилиями под научным руководством Д. С. Лихачева был
подготовлен итоговый документ, представляемый на суд читателя. Думается,
научное и нравственное значение этого проекта Декларации трудно переоценить. По
существу, в документе сформулирован новый подход к месту и роли культуры в
жизни общества. В нем прямо сказано, что культура представляет главный смысл и
глобальную ценность существования как народов, малых
этносов, так и государств. Вне культуры самостоятельное существование их
лишается смысла. Культура по существу поставлена в один ряд с жизнью. И
потому право на культуру должно стоять в
одном ряду с правом на жизнь, правами человека. Культура — условие продолжения осмысленной жизни, человеческой истории,
дальнейшего развития человечества.
В Декларации вводится понятие гуманитарной культуры, то есть культуры,
ориентированной на развитие созидательных начал в человеке и обществе. И это
понятно: сорняки, если им не поставить заслон, способны заглушить
культурные растения. Ничем не регулируемый, нецивилизованный рынок усиливает
экспансию антигуманных ценностей массовой культуры. Если так будет продолжиться
и дольше, мы можем стать свидетелями утраты культурой своей сущностной функции — быть гуманистическим ориентиром и критерием
развития цивилизации и человека. Не случайно величайший гений России — Пушкин ставил себе в заслугу в первую
очередь то, что его поэзия пробуждала в человеке добрые чувства. Государство
должно стать гарантом взращивания гуманитарной культуры, которая обеспечивает
духовную безопасность и возможность духовного возвышения человеку и обществу.
А.ЗАПЕСОЦКИЙ, член общественной
комиссии при Правительстве Санкт-Петербурга по выработке “
Декларации прав культуры ”,
ректор Санкт-Петербургского
Гуманитарного университета профсоюзов, заведующий кафедрой культурологии,
профессор
Проект
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ КУЛЬТУРЫ
ПРЕАМБУЛА
Генеральная конференция ЮНЕСКО,
— рассматривая культуру
как главный источник гуманизации человеческой
истории,
— считая,
что культура любого народа, определяя его духовную уникальность, выражая его
творческие силы и способности, одновременно является достоянием всего
человечества,
— понимая,
что диалог культур обеспечивает взаимопонимание между народами, выявление
духовной уникальности каждого из них,
— полагая,
что сохранение и развитие культуры каждого народа должно стать делом всего
мирового сообщества,
— осознавая,
что культура является основой социального и экономического развития народов,
государств и цивилизаций, духовного и нравственного возвышения человека,
— учитывая,
что культурные различия народов и неспособность к культурному взаимопониманию и
взаимообогащающему диалогу культур стали одной из
причин межэтнических войн и международных конфликтов XX
столетия,
— рассматривая
культурное развитие и культурную солидарность в совокупности с экономической и
политической интеграцией современного мирового сообщества как залог
толерантности, взаимопонимания и демократии, условие предотвращения войн и
насилия,
— исходя
из того, что реализация ценностей демократического
устройства жизни и прав человека в значительной мере определяется уровнем
культурного развития общества,
— принимая
во внимание, что утрата любого элемента культурного наследия является
невосполнимой потерей и ведёт к духовному объединению всей человеческой
цивилизации,
— констатируя,
что в условиях ускорения цивилизационных
процессов под угрозой оказывается целостность культур различных народов мира,
— выражая
озабоченность усиливающейся экспансией антигуманных явлений массовой
коммерческой культуры, угрожающих самобытности национальных культур и
культурному развитию человечества в целом,
— полагая,
что продуманная и целенаправленная политика государства в
области культуры способна обеспечить сохранение и гармоничное развитие культуры
каждого народа, наладить взаимодействие и продуктивный диалог между нациями,
— осознавая
необходимость выработки национальных и международных мер
по защите культуры,
— исходя из международных актов,
затрагивающих вопросы культуры, в первую очередь, статьи 27 Всеобщей декларации
прав человека, провозглашающей, что “ Каждый человек имеет право свободно
участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в
научном прогрессе и пользоваться его благами ”, преамбулы Устава ЮНЕСКО,
утверждающего, что для поддержания человеческого достоинства необходимо широкое
распространение культуры и образования
среди всех людей на основе
справедливости, свободы и мира,
— учитывая
результаты и рекомендации ряда международных научных и
научно-практических форумов, конференций и симпозиумов по вопросам охраны
культурно-исторического наследия и развития культуры,
— желая
дополнить и расширить ряд принципов и норм международной
регламентации в области культуры, сформулированных в этих документах, уточнить
и расширить сферу их действия,
провозглашает
настоящую Декларацию прав культуры:
Статья 1
В настоящей Декларации под культурой понимается сотворённая человеком
материальная и духовная среда обитания, а также процессы создания, сохранения,
распространения и воспроизводства норм и ценностей, способствующих возвышению
человека и гуманизации общества. Культура включает в
себя:
а) Культурно-историческое наследие
как форму закрепления и передачи совокупного духовного опыта человечества
(язык, идеалы, традиции, обычаи, обряды, праздники, памятные даты, фольклор,
народные промыслы и ремёсла; произведения искусства, музейные, архивные и
библиотечные фонды, коллекции, книги, рукописи, письма, личные архивы;
памятники археологии, архитектуры, науки и искусства, памятные знаки,
сооружения, ансамбли, достопримечательные места и другие свидетельства исторического
прошлого; уникальные ландшафтные зоны и местности
археологического, исторического и научного значения, совместные творения
человека и природы, современные сооружения, представляющие особую ценность с
точки прения истории, искусства или науки, а также другие предметы и явления,
обладающие историко-культурной ценностью);
б) Социальные институты и культурные процессы,
порождающие и воспроизводящие духовные и материальные ценности ценности (наука, образование,
религия, профессиональное искусство и любительское творчество, традиционная
народная культура, просветительская, культурно-досуговая
деятельность и т. д.);
о)
Инфраструктуру культуры как систему условий создания,
сохранения, экспонирования, трансляции и воспроизводства культурных ценностей,
развития культурной жизни и творчества (музеи, библиотеки, архивы, культурные
центры, выставочные залы, мастерские, система управления и экономического
обеспечения культурной жизни).
Статья 2
Культура
является определяющим условием реализации созидательного потенциала личности и
общества, формой утверждения самобытности народа и основой душевного здоровья
нации, гуманистическим ориентиром и критерием развития человека и цивилизации.
Вне культуры настоящее и будущее народов, этносов и государств лишается смысла.
Статья 3
Культура каждого народа, большого и малого, имеет npавo на сохранение своей
уникальности и самобытности. Вся совокупность явлений и продуктов материальной
и духовной культуры народа составляет органичное единство, нарушение которого
ведет к утрате гармоничной целостности
всей национальной культуры.
Статьи 4
Культура
каждого народа имеет право на сохранение своего языка как основного средства
выражения и сохранения духовно-нравственного своеобразия нации, формы бытования
национального самосознания, как носителя культурных норм, ценностей, идеалов.
Статья 5
Участие
в культурной жизни есть неотъемлемое
право каждого гражданина, поскольку человек является творцом культуры и ее
главным творением. Свободный доступ к культурным объектам и ценностям, которые
по своему статусу являются достоянием всего человечества, должен быть
гарантирован законами, устраняющими политические, экономические и таможенные
барьеры.
Статьи 6
Культура
каждого народа имеет право на участие в гуманистическом развитии всего
человечества. Культурное сотрудничество, диалог и взаимопонимание народов мира
являются залогом справедливости и демократии, условием предотвращения
международных и межэтнических конфликтов, насилия и войн.
Статья 7
Культура
обладает правом на международную защиту в ситуации войн и межэтнических
конфликтов. Любые действия, ведущие к уничтожению памятников истории и
культуры, включая периоды войн, межгосударственных и межэтнических конфликтов,
должны быть в международно-правовом плане квалифицированы как преступление
против человечества.
Статья 8
Культура обладает правом на поддержку со стороны государства, которое песет
юридические и моральные обязательства перед прошлым, настоящим и будущим за
сохранение и развитие культурного наследия всех народов и этносов, проживающих
на его территории.
Статьи 9
Государство
обеспечивает равенство возможностей и условий культурного развития всех граждан,
определяет направления, содержание и формы государственной поддержки культуры с
учетом национальных традиций, уровни политического и экономического развития
общества.
Статья 10
Государственная
политика в сфере культуры должна строиться на уважении человеческого
достоинства, обеспечении свободы выбора каждым членом общества форм участия в
культурной жизни и творчестве.
Статья 11
На государственных организациях (воспитательных,
образовательных, информационно-просветительных) лежит прямая обязанность
воспитывать уважение граждан к отечественной культуре, ее истории, традициям,
национальным языкам, к носителям национального самосознания, формировать
представление о месте национальной культуры в духовном наследии человечества,
её вкладе в сокровищницу мировой культуры.
Статья 12
Как гарант сохранения и развития культурного наследия
государство обязано:
а)
рассматривать в качестве приоритетной задачи сохранение культурного достояния
нации и обеспечивать его передачу будущим поколениям, уделяя особое внимание системе образования и воспитания как социальному институту
культурной преемственности;
б)
содействовать воспитанию у граждан интереса, любви и уважения к культурному
наследию своего народа, к культуре других народов мира;
в)
обеспечивать художественное и эстетическое воспитание подрастающего поколения,
поддержку молодых дарований и воспроизводство творческой элиты;
г)
способствовать интеграции культурного потенциала каждого этноса в духовную
жизнь всей нации;
д) брать под защиту объекты и памятники
культуры, нуждающиеся в охране, консервации, реставрации и музеефикации;
е)
осуществлять финансовую и организационную поддержку в издании полных каталогов
музейных фондов, а также особо ценных малых собраний и отдельных произведений,
хранящихся в частных руках;
ж)
использовать для реставрации особо значительных памятников истории и культуры
специалистов, имеющих международные дипломы высшей категории;
з) привлекать к судебной ответственности
виновных за уничтожение, искажение или нанесение какого-либо ущерба
произведениям, предметам и объектам, имеющим культурную ценность;
и)
выявлять, учитывать и охранять
составляющие достояние народа культурные ценности от незаконного ввоза, вывоза
и передачи на них прав собственности;
к)
не допускать разрушения созданных как единое целое исторических центров,
ансамблей памятников истории и культуры, имеющих общечеловеческое значение
(здания, алтари, деисусы, диптихи, триптихи, гарнитуры
мебели, библиотеки, коллекции и т. д.);
л)
обеспечить стабильное местопребывание произведений культуры, имеющих
национальное и общемировое значение, и допускать их перемещение только по
особым причинам исключительно культурного характера;
м) сохранять
исторические поселения как единое культурное и стилевое целое.
Статья 13
Как субъект права
государство обязано:
а)
обеспечить законодательную базу поддержки и развития культурной жизни и
принимать административные меры по неукоснительному соблюдению международных и
государственных норм в области культуры;
б)
создавать систему социальных, экономических и правовых гарантий свободного
творчества и профессиональной
деятельности в сфере культуры;
в)
обеспечить свободный доступ к памятникам, произведениям и предметам культуры,
вне зависимости от того, в чьем владении они находятся;
г)
законодательно гарантировать выполнение воли жертвователей произведений и предметов культуры (как прижизненно, так и
посмертно), имеющих общечеловеческую ценность;
д) не допускать ущемления права граждан
пользоваться своим языком, который является главной культурной ценностью любого
народа, малого или большого;
е)
обеспечивать возможность получения среднего и высшего образования на родном
языке представителям национальных меньшинств в местах их компактного
проживания.
Статья 14
Как субъект власти государство обязано:
а)
рассматривать культуру как основу духовной безопасности народа, как базовую
предпосылку и критерий выработки моделей общественных преобразований;
б)
считать главной целью национальной культурной политики
создание системы экономических, правовых и иных условий, способствующих
спасанию, сохранению и развитию культуры как духовной основы существования
народа и предпосылки воплощения личностного потенциала каждого гражданина;
в)
создавать условия для развития науки как важнейшего
интеллектуального и духовного ресурса нации;
г)
всесторонне поддерживать систему образования как ведущего социального
института, обеспечивающего приобщение человека к отечественной и мировой
культуре;
д) вырабатывать механизмы
противодействия экспансии массовой коммерческой культуры, ведущей к деградации
личности, угрожающей как сохранению самобытности национальных культур, так и культурному
развитию человечества в целом;
е)
обеспечивать минимум культурного развития членам общества, испытывающим
трудности в реализации одного из фундаментальных прав человека на участие в
создании, сохранении, распространении и потреблении культурных ценностей;
ж)
поощрять создание материальной базы, отвечающей задачам культурной политики,
развивать и укреплять сеть культурных и художественных учреждений
как в крупных центрах, так и в небольших городах и сельской местности;
з) поддерживать негосударственные
организации, способствующие развитию культурной жизни, обеспечивать правовые
гарантии и создавать реальные условия
для развития благотворительности в сфере культуры (включая налоговую политику);
и)
стимулировать инициативу и участие различных групп населения в создании,
сохранении, распространении и потреблении ценностей культуры;
к)
осуществлять государственную политику в области подготовки компетентных кадров,
способных осуществлять организационно-управленческую, консультативную, художeственно-творческую,
научно-исследовательскую, экспертную деятельность и сфере культуры;
л)
обеспечивать сохранение национальной культуры как гармоничной целостности и
информировать общественность о возможных негативных последствиях для духовного
здоровья нации утраты даже отдельных ее явлений и объектов.
Статья 15
Как субъект международного права, государство
обязано:
а) способствовать установлению международных контактов и сотрудничества в
области сохранения и развития культурных богатств, поощрять распространение культурных
ценностей, благоприятствующих укреплению мира и безопасности;
б) участвовать в международном сотрудничестве с целью возвращения незаконно
вывезенных с территории того или иного государства культурных ценностей;
в) неукоснительно соблюдать требования “ Конвенции о защите культурных
ценностей в случае вооруженного конфликта ” от 14 мая 1954 года, поскольку
основной ущерб культура несёт от военных действий;
г) осуществлять международное культурное
сотрудничество на основе признания права культуры каждого народа и этноса на
самобытность и целостность.
Статья 16
Для обеспечения выполнения положений Декларации при ЮНЕСКО по решению
Генеральной конференции учреждается комиссия по соблюдению прав культуры,
действующая на основе положения, выработанного Исполнительным советом.
(Текст публикуется на основе
издания Санкт-Петербургского Гуманитарного университета
профсоюзов (СПбГУП).