О международных общественных объединениях и их аккредитации при Совете Европы, ЮНЕСКО и ООН

(информационно-аналитический обзор)

Международные организации как понятие и как явление общественной жизни появились в XIX веке. В настоящее время в результате интернационализации и глобализации процессов, происходящих на земле и в человечестве, число международных организаций достигло 7 тысяч. По другим данным их существует уже более 9 тысяч. При этом эта цифра постоянно увеличивается.

В доктрине международного права и на практике деятельности различных международных структур согласно специфике международных отношений все международные организации подразделяются на международные межгосударственные (межправительственные) - ММПО - и международные неправительственные организации - МНПО (в английской аббревиатуре -NGO).

В зависимости от этого - на первый взгляд, формального деления - а по существу в силу исторически сложившихся и принятых в международном праве как status quo различий в институциональных особенностях, механизме создания и правовом статусе данных организаций, их правовой режим существенно отличен друг от друга.

Международные межгосударственные (межправительственные)(ММПО) организации являются субъектами международного права и их деятельность полностью регулируется нормами международного публичного права. Иногда их еще называют "международными учреждениями". На данном этапе развития таких насчитывается немногим более 300.

Таким образом, из нехитрой арифметики (7000-300=6700) следует, что МНПО - подавляющее большинство. При этом определение их правового статуса - куда более сложная и неоднозначная задача.

С юридической точки зрения определяющее значение имеет определение понятия "международная неправительственная организация".

В настоящее время наиболее широкое международное признание получило определение МНПО, данное в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1296 (XIV) от 23 мая 1968 года, согласно которой такой организацией считается "любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения".

В европейской конвенции о признании правосубъектности международных неправительственных организаций, принятой Советом Европы 24 апреля 1986 года, выделяется три признака МНПО: некоммерческая цель деятельности, создание в соответствии с внутренним актом какого-либо государства, осуществление деятельности по крайней мере в двух государствах.

Международный статус общественной организации согласно внутреннему праву Российской Федерации, совсем не означает априори его признание в иностранных государствах или принятие его международным сообществом в лице "самых авторитетных и общепризнанных" международных организаций, таких как Организация Объединенных Наций, ЮНЕСКО или Совет Европы.

Обзор федерального законодательства

Действующее федеральное законодательство об общественных объединениях и некоммерческих организациях в целом создает правовые возможности для полноценной международной деятельности российских общественных некоммерческих объединений и организаций, а также для их международной регистрации за рубежом.

Федеральный закон №82-ФЗ от 19 мая 1995 года "Об общественных объединениях", действующий ныне в редакциях федеральных законов от 17.05.97 №78-ФЗ и от 19.07.98 №112-ФЗ, содержит специальную главу VI "Международные связи общественных объединений. Международные общественные объединения", в которой закреплены правовые основы этой деятельности.

Согласно ст.46 настоящего закона, которая так и называется "Международные связи общественных объединений", предусмотрено:

Российские общественные объединения в соответствии с их уставами могут вступать в международные общественные объединения, приобретать права и нести обязанности, соответствующие статусу этих международных общественных объединений, поддерживать прямые международные контакты и связи, заключать соглашения с иностранными некоммерческими неправительственными объединениями.

Российские общественные объединения могут создавать свои организации, отделения или филиалы и представительства в иностранных государствах на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации и законодательства этих государств.

Уставы большинства российских общественных объединений предусматривают участие в международных неправительственных организациях. Сотни российских общественных объединений являются национальными отделениями международных неправительственных объединений. Многие российские общественные объединения стали инициаторами создания международных общественных объединений.

В Министерстве юстиции Российской Федерации зарегистрировано несколько десятков международных общественных объединений. Российские общественные объединения вправе пользоваться услугами и выгодами от международных неправительственных организаций, получать от них финансовую помощь (кроме пожертвований в избирательные фонды и политическим партиям), посылать своих представителей на международные мероприятия, конгрессы, семинары, встречи и т. п. и принимать представителей международных неправительственных организаций.

Командировки представителей российских общественных объединений на различные мероприятия международных неправительственных организаций осуществляются в соответствии с действующим на территории России законом СССР от 20 мая 1991 года “О порядке выезда из СССР и въезде в СССР советских граждан” и правилами, определенными постановлением Правительства РФ 28 апреля 1993 года “О мерах по обеспечению права граждан РФ на свободный выезд за ее пределы и беспрепятственное возвращение и совершенствованию порядка командирования работников за границу”.

Российские общественные объединения вправе создавать свои организации, отделения, филиалы и представительства за рубежом. Эти организационные подразделения российских общественных объединений создаются, как правило, на основе соответствующих международных договоров РФ, определяющих их статус, и руководствуются в своей деятельности как российским законодательством, так и законодательством страны пребывания.

В ст. 18 “Основ законодательства Российской Федерации о культуре” также предусматривается, что граждане России имеют право создавать организации культуры на территории других государств, если последнее не противоречит законодательству этих государств.

Международные общественные объединения в соответствии с действующим федеральным законодательством могут создаваться путем объединения национальных общественных объединений в союзы (ассоциации).

В России таким образом было создано значительное число союзов национальных общественных объединений. К их числу следует отнести, в частности: международную ассоциацию фондов мира, международную конфедерацию театральных союзов, международную конфедерацию союзов художников и другие.

Международное признание некоммерческих организаций

Поскольку международные отношения включают в себя не только отношения, возникающие между общепризнанными субъектами международного права - между государствами, правительствами, международными межправительственными организациями, государствоподобными образованиями, освободительными движениями и т.п., но и международные связи международных неправительственных организаций, в развитии которых заинтересовано все человечество, то международным сообществом в лице самых многочисленных и авторитетных организаций за последние десятилетия созданы механизмы аккредитации этих активных операторов международной деятельности.

В доктрине международного права до сих пор нет единого мнения относительно международной правосубъектности международных неправительственных организаций. Как правило, ведущие юристы-международники в сфере публичного права отрицают возможность считать их полноправными субъектами международного права наряду с государствами и другими субъектами.

Однако даже они признают то огромное и все возрастающее влияние, которое оказывают негосударственные международные организации на развитие планеты Земля и земное человечество в целом.

Уже названия некоторых из этих организаций - Международный комитет Красного Креста, Гринпис, ИКОМОС, Международная амнистия и многие другие говорят сами за себя. Они постоянно находятся в поле внимания средств массовой информации, общественности и не нуждаются в дополнительных комментариях.

Активное сотрудничество с МНПО практикуют как универсальные, так и региональные межправительственные организации.

Остановимся на упоминании трех самых влиятельных и общепризнанных в мире ММПО, признание которых посредством разработанных и устоявшихся в них процедур, может представлять приоритетный интерес для общественных организаций, стремящихся закрепить свой международный статус, расширить сферу деятельности и поднять таким образом свой авторитет в мире.

Первое, это Совет Европы, второе - ЮНЕСКО и, наконец, Организация Объединенных Наций.

Совет Европы

Совет Европы со своей штаб-квартирой в городе Страсбург (Франция), как самая весомая региональная политическая организация в Европе (в настоящий период она объединяет 41 государство, включая Россию), в деятельности которой основное место занимают гуманитарные вопросы, разработал специальные процедуры аккредитации неправительственных организаций.

Главным правовым источником, устанавливающим эти процедуры, является Конвенция о международных неправительственных организациях (Договор СЕ № 124).

Этот договор вступил в силу 1 января 1991г., когда его ратифицировало необходимое меньшинство стран Совета Европы. В настоящее время семь из них признали этот договор: Австрия, Бельгия, Греция, Португалия, Словения, Швейцария, Великобритания. Предполагается, что конвенцию вскоре подпишут и другие государства: Франция, например, как ожидается, ратифицирует ее.

Несмотря на то, что этот договор подлежит применению только к деятельности международных неправительственных организаций государств, которые ратифицировали конвенцию (Россией эта конвенция еще не адаптирована), с ближайшей перспективой такого развития событий следует считаться.

Необходимо также упомянуть, что в Совете Европы имеется возможность придания международным неправительственным организациям консультативного статуса.

ЮНЕСКО

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ее штаб-квартира находится в Париже) в соответствии со своим Уставом ставит себе целью “содействовать укреплению мира и безопасности, способствуя сотрудничеству народов путем образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения к справедливости, законности, правам человека и основным свободам, провозглашенным в Уставе ООН для всех народов, без различия расы, пола или религии" (пункт 1. ст.1 Устава ЮНЕСКО).

В этих целях ЮНЕСКО, в частности, "помогает сохранению, прогрессу и распространению знаний, заботясь о сохранении и охране всеобщего наследия человечества - книг, произведений искусства и других памятников исторического и научного значения, а также рекомендуя заинтересованным народам заключение соответствующих международных конвенций " ( пункт 2 ст. 1 Устава).

Авторитет этой политико-культурной организации, включающей в себя почти всех членов ООН, несмотря на некоторую официозность, среди земного человечества не имеет себе равных в мире.

Свои отношения с международными неправительственными организациями ЮНЕСКО строит, опираясь на положения пункта 4 ст.XI Устава, который гласит, что организация "может принимать надлежащие меры для организации консультаций и обеспечения сотрудничества с международными неправительственными организациями, занимающимися вопросами, входящими в круг ее ведения, а также возлагать на них конкретные поручения. Это сотрудничество может также осуществляться путем участия представителей указанных организаций в работе консультативных комитетов, созданных Генеральной конференцией".

Таким образом, основной формой аккредитации международных неправительственных организаций при ЮНЕСКО является наделение их консультативным статусом.

Всего в ЮНЕСКО установлено 3 различные категории консультативного статуса МНПО: A - консультативная и сотрудничающая (высшая), B - информационная и консультативная, C - категория взаимной информации.

Консультативным статусом категории А при ЮНЕСКО обладают, в частности, такие международные неправительственные организации как Международный совет по вопросам памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС), Международный совет музеев (ИКОМ), Римский центр.

Наделение их таким статусом позволяет вышеназванным международным организациям осуществлять сотрудничество с ЮНЕСКО и проводить взаимные консультации с ее органами.

Связи ЮНЕСКО с МНПО регулируются "Временными директивами по установлению отношений между ЮНЕСКО и МНПО". Эти директивы предоставляют ЮНЕСКО право самостоятельно создавать международные неправительственные организации, координирующие деятельность в неправительственной сфере, а также оказывать финансовые субсидии МНПО.

Раз в два года ЮНЕСКО созывает конференции МНПО, членами которых являются МНПО категории A и B, а МНПО категории C обладают на них статусом наблюдателей.

Организация Объединенных Наций

Штаб-квартира и Секретариат находятся в Нью-Йорке. Подразделения Секретариата имеются также в Женеве, Вене и других городах.

В настоящее время число государств-членов ООН насчитывает немногим менее 200 единиц. Это самая многочисленная и авторитетная в мире международная межправительственная организация универсального характера.

Многие учредительные документы и международные акты специализированных организаций, входящих в систему ООН, и, прежде всего, Устав ООН содержат положения, регулирующие отношения с МНПО.

Так, согласно ст. 71 Устава ООН “Экономический и Социальный Совет уполномочивается проводить надлежащие мероприятия для консультаций с неправительственными организациями, заинтересованными в вопросах, входящих в его компетенцию. Такие мероприятия могут быть условленны с международными организациями, а в случае надобности, с национальными организациями после консультации с заинтересованным Членом Организации”.

Согласно ст. 5 Конвенции Международной Организации Труда (МОТ) № 87 от 9 июля 1948 года “О свободе ассоциации и защите права на организацию”, профсоюзы и организации предпринимателей могут вступать в соответствующие международные объединения.

С 1946 года в ООН действует специальный Комитет по неправительственным организациям (КНО). Рассмотрев кандидатуру МНПО, Комитет делает соответствующую рекомендацию ЭКОСОС, который принимает окончательное решение.

Отношения ООН с МНПО регламентированы резолюцией ЭКОСОС 1296 "мероприятия по консультациям с неправительственными организациями".

Всего ЭКОСОС установлены две категории консультативного статуса: I - общий консультативный статус и II - специальный консультативный статус. Ведется также список МНПО, которые поддерживают отношения с ЭКОСОС.

В практике ООН постепенно сложились критерии для определения тех организаций, "представляющих значительные течения общественного мнения", которым предоставляется консультативный статус в ЭКОСОС. Основным критерием служит возможность сотрудничества с той или иной МНПО в тех областях, которые отнесены к компетенции ЭКОСОС.

Согласно ст.62 Устава ООН Экономический и Социальный Совет, в частности, уполномочен предпринимать исследования и составлять доклады по международным вопросам в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и подобным вопросам…"

К МНПО - кандидату для получения консультативного статуса предъявляются определенные требования: она должна носить представительный характер, пользоваться установившейся международной репутацией и представлять значительную часть населения.

Как правило, Комитет ООН по неправительственным организациям не рекомендует предоставлять консультативный статус тем организациям, которые не имеют устоявшейся международной репутации.

Несмотря на эксклюзивность и исключительную рафинированность этой крупнейшей международной межправительственной организации, в рамках ООН при ЭКОСОС на сегодняшний день консультативным статусом обладают 2012 МНПО. 400 МПНО аккредитованы при Комиссии по устойчивому развитию – вспомогательном органе ЭКОСОС.

Из российских МНПО в настоящее время консультативным статусом при ЭКОСОС обладают, в частности, Ассоциация Объединенных Наций России, Московский Международный Энергетический Клуб (МИЭК), Союз женщин России, Российское общество инвалидов, Ассоциация финансовых и промышленных групп России.

 

© С.Н.Молчанов

Екатеринбург. 2001.

 

Использованная литература и источники:

Организация Объединенных Наций. Сб. документов. М., 1981.
Конвенция Международной Организации Труда. М., 1956.
ВВС, СССР, 1991 г., № 24.
САПП, 1993, № 5.
ВВС, 1992, № 46.

Комментарий к Федеральному закону "Об общественных объединениях". Авторы: Автономов А.С., Беляева Н.Ю., Гущин В.З., Кудрявцева Г.А., Шутько Д.Е. Практическое пособие. – М.: “АИА-Принт”, 1996.

Курс международного права в семи томах. - M.: Наука, 1992.

Богуславский М.М. Международная охрана культурных ценностей. - М.: Межд.отношения, 1979.

Международное право: Учебник под ред. Ю.М.Колосова. - М.: Межд.отношения, 2000.

Таня Смит. Интернет-статья "О признании международных некоммерческих организаций Советом Европы и ООН".

Международная охрана культурных ценностей в мирное время. Дипломная работа Молчанова С.Н. - М.: МГИМО(У), 1997.

Морозов Г.И. Международные неправительственные организации // Сов.государство и право.1968. №4.

Archer C. International organizations. L., 1984.

Yearbook of international organizations, 1983/1984.

 

Hosted by uCoz